среда, 1 апреля 2009 г.

Рифма

Разберите стихи на слова,
Отбросьте бубенчики рифм,
Ритм и размер,
Даже мысли отбросьте.
Провейте слова на ветру.
Если все же останется что-то,
Это и будет поэзия.

«Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке». (Кольридж)
«Поэзия есть одна из … форм познания при помощи слова». (А. Потебня)
«Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-за них существует стихотворение». (А. Блок)

Как выучить стихотворение, понять его смысл?
Лучше стихотворение прочитать целиком, потом вспомнить, о чем шла речь. Старайтесь припомнить какие-нибудь кусочки и восстановить их последовательность. Проверьте по тексту, повторите упражнение.
Уметь, читая стихи, «настраиваться» на них, «ловить» свое воображение и заставлять его работать.

Анализ стихотворного текста.
Что главное, на что нужно обратить внимание, чему следовать при анализе?
Что же такое анализ?
Это логический метод, с помощью которого мы расчленяем предметы или явления, выделяя в них отдельные части и свойства.
Анализ художественного произведения – это такой разбор, который должен привести к углубленному прочтению его, т.е к проникновению в мысль и чувство, выраженные художником.
Анализ художественного произведения предполагает чтение, выделение «ключевых слов» и «фраз», составление плана, подборку цитат и т.д. Цель этой работы должна быть определена заранее. Например, вы обращаете внимание на эпитеты, метафоры, сравнения стихотворения. Для чего? Чтобы понять следующее: какова их роль в художественном тексте, каковы их особенности у данного автора, о каких чертах его дарования они говорят…
Однако глубоко и полно понять значение каждой выделенной в процессе анализа части и на этой основе сделать правильные умозаключения нельзя, если не уметь видеть эти части вместе, в единстве, в целом. Этой части служит синтез – мысленное объединение существенных свойств однородных предметов и явлений.
И тезис (суждение, мысль), и его доказательства (аргументы), и логические действия (рассуждения), и анализ, и синтез – все эти как бы «строительный материал», «кирпичики», из которых строится «здание» научного поиска. Сравнение логических категорий со строительным материалом не случайно: важно не только и не столько коли-
чество суждений – тезисов, аргументов или логических действий, сколько последовательность, убедительность, простота и яркость ваших мыслей и чувств.
В каком порядке следует анализировать поэтическое произведение?

Сначала анализируют высшие проявления формы: жанр, композицию, художественную речь, затем – низшие проявления формы: размер, ритм, звукопись, способы рифмовки.
Уровни анализа лирического произведения:

1. Жанр. ( Стихотворение - исповедь, - размышление, портрет и др.)
2. Тематика. (О чем произведение?)
3. Композиция.
4. Сюжет.
5. Образ лирического субъекта
6. Словесные элементы текста.
7. Ритмика. (Размер стихотворения, ритмический рисунок).

Строительный материал стихотворения:
1. Слова.
2. Ритм.
3. Звуки.
4. Синтаксис.


Метафора – это употребление слова, обозначающего какой-нибудь предмет (явление, действие, признак), для образного названия другого объекта, сходного с первым в чем-то. Это как бы «смещенное», переносное название предмета.
«Метафора являет собой название вещи именем, принадлежащим чему-то другому; перенос осуществляется либо с рода на вид, либо с вида на вид, либо на почве аналогии». (Аристотель)
Стихотворение - то есть творить, делать стихи. А что значит стих? Строгое понятие этого слова обозначает определенным образом организованную строку, то есть порядок:
Например:
На воздушном океане (стих)
Без руля и без ветрил, (стих)
Тихо плавают в тумане (стих)
Хоры стройные светил… (стих) (Лермонтов)

Строфа – это уже сочетание нескольких стихов, объединенных общей мыслью.
Для берегов отчизны дальней,
Ты покидала край чужой;
В час незабвенный, час печальный
Я долго плакал над тобой…(Пушкин)

Главным признаком стиха является ритм, то есть равномерное чередование ударных - более сильных и безударных - более слабых слогов.
Например:
Буря мглою небо кроет…
Мой дядя самых честных правил. (Пушкин)

Рифма - один из существенных признаков стихотворной формы – звуковой повтор в конце двух или нескольких строк (стихов).
Например:
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнена моя… (Пушкин)
Нашему русскому языку наиболее близок стихотворный размер, который называется ямбом. Ямб – с греческого это фракийский музыкальный инструмент. В русском стихосложении ямб - это двухсложная стопа, в которой ударение падает на второй слог.
Самым распространенным в русской поэзии является четырехстопный ямб.
Например:
Театр уж полон, ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит. (Пушкин «Евгений Онегин»)

Другой двухсложный размер называется хорей, что в переводе с греческого означает: хор, пляска, хоровод. В хорее наоборот чередуются ударный и безударный слоги.
Возьмем для примера четырехстопный хорей:
Средь степей необозримых
В небе ходят без следа
Облаков неуловимых
Волокнистые стада. (Лермонтов)
Кроме ямба и хорея есть еще и трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест.
У каждого размера есть своя цифровая «формула»:
Хорей – это стих, где ударения должны падать на нечетные слоги. Значит, формула хорея- 1, 3, 5, 7, 9… и т.д.
Ямб - это стих, где ударения должны падать на четные слоги. Значит, формула ямба 2, 4, 6, 8, 10… и т.д.
Дактиль – это стих, где ударения должны падать на слоги: 1, 4, 7, 10… и т.д.
Амфибрахий - это стих, где ударения должны падать на слоги: 2, 5, 8, 11… и т.д.
Анапест – это стих, где ударения должны падать на слоги: 3, 6, 9, 12… и т.д.
Расставив ударения в строке и подсчитав, на какие слоги эти ударения падают, мы безошибочно определим размер.
Желаю успеха!

Комментариев нет:

Отправить комментарий